Проблема защиты объектов города от террористических воздействий

Публикация в журнале "Моя Москва" № 100
Олег ШАФИГУЛИН, кандидат технических наук, Председатель Совета директоров группы компаний «Атлант»,
Владимир ТРУБОЧКИН

В последние годы стала очевидна и публично признана проблема защищенности объектов от террористических воздействий. Очевидно также, что инициатива принадлежит террористам, каждый раз опережающим власть, как по месту, так и по способу проведения акций. Все возрастающий уровень и масштабы угрозы выводят задачу обеспечения безопасности населения от террористических воздействий на уровень важнейших государственных проблем.

Данная работа является попыткой систематизации опыта специалистов группы компаний «Атлант» по защите объектов от противоправных воздействий и приглашением к публичному обсуждению проблемы, касающейся жизненно важных интересов города и государства.

Состояние вопроса

Следует понимать, что задача защищенности объектов от диверсионно-разведывательных и штурмовых групп вероятного противника (прямая и обратная) решалась в специализированных организациях силовых ведомств применительно лишь к важным военным и государственным объектам.

До конца 1980-х годов доминировало мнение о необходимости защиты объектов от ракетно-ядерного оружия, в меньшей степени от обычного вооружения и еще в меньшей степени от диверсионных-штурмовых групп.

Объекты, подвергающиеся в последние годы воздействию террористов, и способы их защиты не изучались, а практика их системного анализа отсутствует. В то же время существует успешная ведомственная практика защиты кредитных организаций от противоправного воздействия.

Между тем для защиты от любого вида воздействия - техногенного (пожар, наводнение) или боевого (терроризм) - необходима законодательная и аналитическая проработка. И уже затем на ее основании организовать заблаговременное проведение комплекса инженерных и оперативно-технических мероприятий, отработку плана действий сил и средств в расчетных слyчaяx, а также проведение системы учебных мероприятий. Проще говоря, нужно создать инфраструктуру для решения проблемы.

Законодательное обеспечение

В настоящее время складывается следующая ситуация. На федеральном уровне законодательное регулирование не выражено. В рамках ТК 391 Госстандарта под руководством В.И. Винника создана рабочая группа для разработки технического регламента по защищенности кредитных организаций, носящего статус Федерального закона. В Московской городской Думе комиссия по законодательству и безопасности под руководством Ю.Ю. Попова ведет работу по разработке нового Закона г. Москвы «Обеспечение безопасности объектов города».

Структура проблема

Решение проблемы будет получено после ответа на основные вопросы:

  • Что защищать?
  • От кого защищать?
  • Как защищать?
  • Кому защищать?
  • Как подтверждать и контролировать соответствие защищенности?
  • Кому за это платить?

Попробуем тезисно на них ответить.

Что защищать? (Объекты нападения)

Понятно, что в рамках публичной дискуссии подлежат обсуждению лишь открытые объекты инфраструктуры города, но именно они подвергаются нападениям в последние годы в силу своей легкой уязвимости и возможности широкого общественного резонанса. Подлежат защите государственные и частные объекты, уничтожение которых приведет к парализации жизнедеятельности города либо способно вызвать массовые волнения граждан:

  • объекты энергетики и транспорта;
  • объекты городской инфраструктуры (водоканал, канализационные станции, элеваторы и т.п.);
  • объекты административного управления;
  • объекты - носители национального культурного наследия, детские школьные и дошкольные учреждения, учебные заведения;
  • кредитные организации;
  • объекты массового скопления граждан.

От кого защищать? (Классификация угроз)

Предлагается принять следующую классификацию:

 

Уровень угрозы Количество и характеристика нападающих Перечень используемых средств нападения Модель воздействия
Хулиганство 1-2 человека Холодное оружие, макет огнестрельного opyжия, огнестрельное оружие скрытного ношения Бессистемное непредсказуемое поведение, yгpoзы, выдвижение частных требований, отход
Взлом 1-2 человека Носимый шанцевый и электроинструмент, газовая горелка, домкрат Скрытное выдвижение, вскрытие защитных конструкций, хищение ценностей, отход
Налет 1-3 человека Носимое огнестрельное и холодное opyжиe, шанцевый инструмент Стремительное втopжeниe, подавление сопротивления, овладение имуществом, отход
Террористический акт 1 человек Носимое (возимое) взрывное устройство Скрытый подход(подъезд) и noдpыв, либо прорыв на территорию и подрыв
Террористическая акция Штурмовая группа из 2-30 человек Носимое огнестрельное и холодное оружие, взрывчатые вeщecтвa, спецсредства захват имущества Спланированное стремительное вторжение, подавление сопротивления, захват заложников, выдвижение политических и имущественных требований, отход
Массовые беспорядки Толпа Подручные средства, холодное оружие Угрожаемый период, всплеск агрессивности, хаотичное пoвeдeниe, хищение и уничтожение имущества, отход

Как и кому защищать? (Нормы, силы и средства обеспечения защиты)

 

Следует законодательно нормировать требуемый уровень защищенности oбъeктoв, например:

 

Объект Класс защиты
Энергетики

4

Административные здания высшего звена

6

Детские учреждения

4

Кредитные организации

3

и т.д. Определить типовые решения, обеспечивающие защиту типовых объектов от заданного уровня угроз (один из вариантов такого решения применительно к детскому учреждению приведен на рис. 1). Таким образом, сформировать рынок комплексного обеспечения безопасности и страхования.

Как подтвердить соответствие защищенности? (Контролирующие органы)

 

Сегодня наиболее успешная практика заключается в том, что независимые и компетентные аккредитованные Госстандартом органы по сертификации подтверждают соответствие жизненно важных помещений и конструкций нормативным требованиям (пулестойкости или взломостойкости). Проект согласовывается с охраняющей организацией, имеющей пульт централизованной охраны, как правило, независимой от подразделения физической защиты.

Прикрытие имущественного риска осуществляется страховкой.
Метод оценки защищенности в своей основе должен иметь решение вероятностной задачи сравнения времени доступа к жизненно важным элементам и их уничтожения, с временем ре¬агирования тревожной группы. В итоге должны быть получены простые методики оценки защищенности. Выполнять эту работу должны компетентные и независимые организации, имеющие подобной работы.

Кому платить? (Источники финансирования)

 

Защиту государственных объектов следует взять на себя государству, причем действовать необходимо системно, в рамках целевой программы после публичного профессионального обсуждения.

Защиту частных объектов следует нормировать по аналогии с предписанием пожарной охраны либо выдачей технических условий на подключение к линиям связи и энергоснабжения.

Государственная тайна

 

Следует понимать, что информация, касающаяся безопасности жизненно важных объектов города (особенно столицы), является объектом повышенного внимания иностранных спецслужб, а для террористов способна стать инструкцией к действию.

Следовательно, организации, обладающие полной информацией о защищенности объектов (генподрядные и проектные), должны иметь лицензию на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Роль страховых компаний

 

Мировая практика и отечественная тенденция последних лет позволяют утверждать о приоритетной роли страховых компаний в защите от имущественных угроз.

Между тем в России инфраструктура страховых компаний как система сюрвейерских организаций (предстраховая независимая экспертиза) на рынке безопасности отсутствует. Более того, появляющаяся практика страхования от противоправных действий третьих лиц не учитывает степени защищенности объектов.

С целью введения практики добросовестного и обоснованного страхования от противоправных действий третьих лиц следует ввести институт уполномоченных страховых компаний, имеющих лицензию на право осуществлять работы со сведениями, составляющими государственную тайну.

Необходимы правила cтpaxoвaния, определяющие страховые премии в зависимости от степени защищенности.

Роль частных охранных предприятий

 

В настоящее время возможности частных охранных предприятий (ЧОП) для защиты объектов от террористических воздействий используются незначительно. Крайне важно создание централизованной системы антикризисного (антитеррористического) yпpaвлeния, в том числе и с ЧOПaми, с использованием современных сетевых (Интернет) технологий, а также правовое и нормативное обеспечение их деятельности. Особенно важен вопрос мотивации их участия в обсуждаемых мероприятиях.

Предложения

  • Организовать профессиональную дискуссию.
  • Выработать комплекс мероприятий по защите объектов.
  • Сформировать рынок комплексной безопасности и его инфраструктуру как механизм обеспечения безопасности.
Безопасность - превыше всего!